Требования к компонентам световых приборов

Время на прочтение: 8 минут(ы)

Огни, излучаемые фарами дальнего и ближнего света, должны иметь белый свет, а передними противотуманными фарами — белый или желтый.

Установка фар дальнего и ближнего света на автомобилях обязательна. При этом могут быть установлены также противотуманные фары. Применение каких-либо из перечисленных фар на прицепах не допускается.

На транспортное средство должны быть установлены две или четыре фары дальнего света и две фары ближнего света. Допускается также установка двух противотуманных фар. Указанные фары устанавливаются спереди транспортного средства. При этом водителю не должен мешать излучаемый свет, отраженный зеркалами заднего вида и(или) другими светоотражающими поверхностями транспортного средства.

Для транспортных средств категории N3 допускается установка дополнительной пары фар дальнего света при условии, что одновременно может гореть не более двух пар и при переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света выключаются одновременно.

Существующие в настоящее время типы фар дальнего и ближнего света представлены в таблице.

Таблица. Типы и маркировка фар ближнего и дальнего света

Тип фары по назначению

Маркировка фары в зависимости от типа и применяемого источника света

Лампа накаливания

Галогенная лампа

Газоразрядная лампа
Ближнего света С

НС

DC

Дальнего света R

НR

DR

Ближнего и дальнего света СR

НСR

DCR

Типы фар и прочих световых приборов, а также другие обозначения указываются на их корпусах или рассеивателях нестираемым способом.

В настоящее время нередки случаи установки на транспортные средства дополнительных фар дальнего света и противотуманных, поэтому целесообразно остановиться на предписаниях по их установке.

Отдельных предписаний по установке фар дальнего света Правилами ЕЭК ООН № 48 не предусмотрено. Однако Правилами дорожного движения, действующими в Республике Беларусь, не допускается установка любых дополнительных фар на крыше транспортного средства.

Установка противотуманных фар должна соответствовать следующим предписаниям:

  • по ширине: та точка видимой поверхности фары в направлении исходной оси (вперед), которая в наибольшей степени удалена от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства (под видимой поверхностью в данном случае следует понимать зеркальную поверхность отражателя фары);
  • по высоте: не менее 250 мм над поверхностью земли. Для транспортных средств категорий M1 и N1 высота установки должна составлять не более 800 мм над поверхностью земли. При этом для любых транспортных средств ни одна из точек на видимой поверхности в направлении исходной оси не должна находиться выше наиболее высокой точки видимой поверхности в направлении исходной оси фары ближнего света.

Свет фар должен быть направлен вперед, при этом для ближнего света фар имеются особые предписания, касающиеся направления пучка света по вертикали и положения светотеневой границы его пятна.

Конструкция фары или источника света, излучающего ближний свет, должна предусматривать особую форму светового пятна на белом матовом экране, расположенном в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси транспортного средства. Характерная форма этого пятна для фар европейской системы светораспределения типа C, HC, CR, HCR представлена на рисунке ниже. Для фар типа DC, DCR она может, кроме того, иметь форму, показанную на рисунке б. Особые требования предъявляются также к световому пятну противотуманных фар, форма которого дана на рисунке в.

Вертикальная плоскость, содержащая исходную ось фары, делит экран на две части линией V-V (рисунок, а). Левая часть экрана содержит горизонтальную часть светотеневой границы, параллельную линии H-H, а правая — наклонную, составляющую угол 15° с горизонталью.

На фаре европейской системы светораспределения, применяемой при левостороннем движении, может быть нанесен значок официального утверждения типа ЕЭК ООН, однако на дорогах с правосторонним движением при использовании таких фар создается реальная опасность ослепления водителей встречных транспортных средств и, как следствие — угроза безопасности дорожного движения. Фара для левостороннего движения имеет в маркировке символ -> нанесенный вместе с обозначением типа фары. Универсальные фары, применяемые для лево- и правостороннего движения, маркируются символом «о». Такие фары должны иметь специальный переключатель режимов светораспределения.

Форма светового пятна

Рис. Форма светового пятна: а — фары ближнего света с обычной или галогенной лампой накаливания; б — фары ближнего света с газоразрядным источником света; в — противотуманной фары

С помощью механизмов регулировки фары или корректирующих приспособлений проекция исходной оси на экране может смещаться по вертикали, создавая при этом наклон фары (а) относительно оси отсчета. Этот наклон характеризуется расстоянием е (в миллиметрах) от проекции центра фары до точки пересечения левой части светотеневой границы пучка света на экране, удаленном на расстояние 10 м от рассеивателя фары. Он может выражаться также в процентном отношении этого расстояния к расстоянию до экрана. При этом 100 мм абсолютного снижения соответствует 1 % относительного.

Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана

Рис. Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана: 1 — светотеневая граница; 2 — ось отсчета; 3 — матовый экран

При производстве транспортных средств завод-изготовитель может устанавливать определенный первоначальный наклон светотеневой границы, который указывается на корпусе фары или рядом с ней условным обозначением.

Условное обозначение первоначального наклона светотеневой границы

Рис. Условное обозначение первоначального наклона светотеневой границы: 1 — пиктограмма ближнего света фар; 2 — величина первоначального наклона

В зависимости от высоты (в метрах), на которой расположена фара ближнего света, вертикальный наклон ее светотеневой границы должен оставаться в пределах, указанных в таблице.

Таблица. Положение светотеневой границы ближнего света в зависимости от высоты установки фары

Высота установки

Диапазон первоначального

Пределы наклона

фары, м

наклона, %

светотеневой границы, %

Н < 0,8 От 1,0 до-1,5 От -0,5 до-2,5
0,8 < Н < 1,0 От -1,0 до-1,5 От -0,5 до-2,5
  От -1,5 до -2,0 От -1,0 до -3,0
Н > 1,0 От -1,5 до -2,0 От -1,0 до -3,0

Примечание. Отрицательные значения соответствуют наклону вниз.

Для транспортных средств категории N3G (повышенной проходимости), у которых высота установки фар более 1200 мм, пределы вертикального наклона должны составлять от -1,5 до -3,5 % при первоначальной направленности от -2 до -2,5 %.

Согласно СТБ 1641-2006 положение светотеневой границы ближнего света фары должно соответствовать значениям, указанным в таблице.

Таблица. Положение светотеневой границы пучка ближнего света на матовом экране в зависимости от высоты установки фары

Высота установки фары (по центру рассеивателя) Н, мм Расстояние от проекции центра фары е до светотеневой границы пучка света по экрану, удаленному на10 м, мм
До 600 100

От 600 до 700

130

От 700 до 800

150

От 800 до 900

176

От 900 до 1000

200

От 1000 до 1200

220

От 1200 до 1600

290

Фары типа R (HR, DR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0…34′ вниз от оси отсчета H-H. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета V—V.

Сила света каждой из фар типа С (НС, DC) и CR (HCR, DCR) в режиме «ближний свет», измеренная в проекции V-V вертикальной плоскости на измерительном экране, проходящей через ось отсчета, должна быть следующей: не более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы и не менее 1600 кд в направлении 52′ вниз от положения левой части светотеневой границы.

Сила света фар типа CR (HCR, DCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

Сила света фар типа R (HR, DR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.

Сила света всех фар типа R (HR, DR) и CR (HCR, DCR), распо-ложенных на одной стороне транспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10 000 кд. Максимальная сила света всех фар дальнего света, которые могут быть включены одновременно, не должна превышать 225 000 кд, что соответствует контрольному значению, равному 75. Это значение представляет собой сумму отдельных контрольных значений, которые указаны на рассеивателе каждой фары дальнего света рядом со значком официального утверждения типа.

Светотеневая граница пучка света противотуманной фары типа В (НВ) должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено транспортное средство. Расположение этой границы должно соответствовать указанному в таблице.

Таблица. Геометрические показатели расположения верхней светотеневой границы пучка света противотуманной фары на экране

Высота установки фар Н, мм

Расстояние от проекции центра фары е до верхней светотеневой границы светового пучка по экрану, удаленному на 10 м, мм
От 250 до 500 100
От 500 до 750 200
От 750 до 1000 400

Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения верхней светотеневой границы и не менее 1000 кд в направлении 3° вниз от положения верхней светотеневой границы.

Наряду с автомобилями, оснащенными фарами европейской системы светораспределения, в Республике Беларусь могут эксплуатироваться автомобили, оснащенные фарами американской системы светораспределения, если это предусмотрено их конструкцией. На таких фарах нет европейского знака утверждения типа «Е», однако имеется обозначение департамента транспорта США «DOT» (Department of transport). Ближний свет таких фар не имеет четко выраженной светотеневой границы, поэтому проверка его заключается в оценке симметричности расположения светового пятна относительно линии V-V на экране и размещении наиболее яркой части светового пятна в зоне, расположенной ниже линии Н-Н.

Дополнительное требование, предъявляемое к автомобилям, оснащенным фарами с газоразрядными источниками света, — наличие и исправность омывателей и автоматических корректоров фар. При этом под автоматическим корректором понимается устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и(или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средства, профиля дороги и условий видимости. Такие устройства, как правило, снабжены датчиком положения подвески, сигнал которого преобразуется в исполнительное воздействие механизма, переводящего фару в требуемое положение.

Фары дальнего света могут включаться одновременно или попарно. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно. Фары ближнего света могут оставаться включенными одновременно с фарами дальнего света. При наличии фар ближнего света с газоразрядными источниками света они должны оставаться включенными при включенных огнях дальнего света.

Передние противотуманные фары должны включаться независимо от фар дальнего света или их комбинации.

На рабочем месте водителя должен быть обеспечен контроль включения фар дальнего света и противотуманных фар, осуществляемый, как правило, благодаря наличию соответствующей световой индикации на щитке приборов. Контрольный сигнал включения фар ближнего света является необязательным.

Все внешние световые приборы должны иметь обозначения, которые содержат информацию об официальном утверждении типа данных устройств, их классах и некоторых характеристиках. При этом кроме знака официального утверждения типа и его номера они должны иметь соответствующий буквенно-цифровой код, нанесенный на рассеиватели или корпусные детали световых приборов в легкодоступных местах.

Светоотражающие приспособления класса 1А, 1В должны иметь простую форму, исключающую путаницу на обычных расстояниях наблюдения с буквой, цифрой или треугольником. Однако допускается форма, напоминающая буквы и цифры простой конфигурации (О, I, U, 8). Освещающие поверхности светоотражающих приспособлений класса ША должны иметь форму равностороннего треугольника. Устанавливается такое устройство вершиной вверх. Освещающая поверхность может быть сплошной и не сплошной. Во всех случаях наиболее короткое расстояние между двумя смежными светоотражающими элементами не должно превышать 15 мм. Варианты исполнения светоотражающих устройств этого класса даны на рисунке.

Варианты исполнения светоотражающих приспособлений треугольной формы

Рис. Варианты исполнения светоотражающих приспособлений треугольной формы

Для дальнейшего повышения безопасности дорожного движения на транспортных средствах в настоящее время используется светоотражающая маркировка. Она может применяться на транспортных средствах всех категорий, за исключением категории М1, и представляет собой одну или несколько прямоугольных полос из светоотражающего маркировочного материала, нанесенных на транспортное средство с целью указания его длины, ширины или габаритов. Такая маркировка может быть выполнена в виде контурной маркировки в случае, если наносится на транспортное средство с целью указания его очертаний. В этом случае она располагается по контуру сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка). Для целей светоотражающей маркировки используется специальный маркировочный материал, от поверхности которого отражается (при наличии излучения в его направлении) значительная часть световых лучей первоначального излучения. Требования к такому материалу устанавливаются Правилами ЕЭК ООН № 104.

Технические требования к размещению маркировочных материалов на боковых и задних наружных поверхностях транспортных средств в Республике Беларусь установлены СТБ 1279-2001.

Светоотражающая маркировка выполняется сплошными или прерывистыми полосами. При маркировке прерывистыми полосами расстояние между единичными элементами должно составлять не менее 250 мм и не превышать 50 % длины самого короткого элемента.

Кабины транспортных средств категорий N и N маркируются сплошной горизонтальной полосой. Выполнение на одной поверхности транспортного средства контурной маркировки в виде сплошных и прерывистых полос одновременно не допускается.

Цвет светоотражающего материала должен быть желтым, однако допускается применение материала белого цвета.

Ширина полос маркировочного материала должна составлять 50…60 мм.

При размещении маркировки минимальная высота ее установки должна составлять 250 мм от поверхности земли, а максимальная — 1500 мм. В случаях, когда указанное значение не может быть обеспечено, допускается его увеличение до 2100 мм. При этом маркировка должна способствовать идентификации не менее 80 % транспортного средства (для категорий М2 и М3 — не менее 75 %).

Допускается применение на транспортных средствах съемных полос с нанесенными на них маркировочными материалами. При этом должна быть обеспечена прочность их крепления, исключающая самопроизвольное отделение от транспортных средств при всех режимах движения, включая экстренное торможение.

Светоотражающая маркировка не должна закрывать:

  • государственный регистрационный знак;
  • опознавательные и отличительные знаки;
  • внешние световые приборы;
  • надписи, идентифицирующие характер перевозимого груза.

Варианты размещения светоотражающей маркировки транспортных средств

Рис. Варианты размещения светоотражающей маркировки транспортных средств (обозначена серым): а — маркировка автоцистерны; б — маркировка автобуса; в — маркировка грузового автомобиля и прицепа; г — контурная маркировка автопоезда

Светоотражающая маркировка не должна быть закрыта элементами конструкции транспортного средства, внешними световыми приборами и любыми другими знаками и надписями. Варианты размещения маркировки приведены на рисунке.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *